Версия сайта для слабовидящих

«ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ» (консультация для родителей)

    Родителей и воспитателей поражает иногда лживость их детей или воспитанников. Что­бы понять причины и мотивы лживости ребенка, необходимо глубоко проникнуть в его внут­ренний мир, учитывая при этом общие и специфические для каждого возрастного периода психологические особенности. У ребенка до 6-7 лет домини­рует эмоциональное восприя­тие действительности. Он вжи­вается в воображаемые образы и роли: кнутик в его воображе­нии – живая лошадка, кукла – ребенок, сказка – действитель­ность. В этом смысле ранние детские «фантазии» и «лжи­вость» не должны нас трево­жить. Когда речь идет о детях дошкольного возраста, нельзя говорить о настоящей лживос­ти, которая всегда предполагает сознательное искажение исти­ны, чаще всего с корыстной целью (чтобы избежать наказа­ния, получить подарок). Очень часто дети лгут, подражая. Ребе­нок хочет видеть в лице своих родителей и воспитателей ав­торитетный пример для подра­жания.
     В других случаях причиной детской лживости могут быть неправильное воспитание, частые наказания за ничтож­ные проступки, вызывающие у ребенка чувство страха и не­удовлетворенности. Вот почему дети создают себе выдуманный мир и живут в нем. Пренебре­жительное отношение к ребен­ку также побуждает в нем стремление к самопроявлению, для чего он начинает «лгать», ставя себя в центр выдуманных событий.
     Детская ложь в ран­нем возрасте – невинное и обычно проходящее явление, но при неправильном воспита­нии она может дать толчок более стойким состояниям, иногда болезненного характе­ра. Все это и говорит о необхо­димости проявлять такт, забот­ливость и умение при воспита­нии детей.
     При опросе детей в детском саду многие из них, будучи единственными детьми в семье, на вопрос, есть ли у них братья и сестры, отвечали утвердитель­но, называли их имена и даже описывали их характеры. При проверке оказалось, что эти «братья и сестры» – их товарищи по играм, двоюродные бра­тья и сестры, реже выдуманные образы. Но желание иметь бра­та или сестру заставило их «лгать».
    Можно ли считать от­веты детей в данном случае ложью? Конечно, нет. Склон­ность ко лжи, искажение дей­ствительности и фантазирова­ние в дошкольном возрасте чаще всего указывают на не­правильное воспитание. В этот период ложь имеет иногда со­циально-оправданный или по крайней мере понятный смысл. Например, слишком суровое воспитание бывает порой при­чиной того, что ребенок стано­вится скрытым и лживым.
     Из­вестный детский психиатр Л. Каннер справедливо писал: «Чем строже «наказательные» меры родителей, тем больше вероятность, что ребенок станет лгать». Такого же характера и     ложь детей разведенных роди­телей. Они с увлечением рас­сказывают об отсутствующем   родителе, наделяя его всевоз­можными     положительными качествами.
     Болезненная лживость (так называемая «мифомания») чаще всего встречается у един­ственных в семье детей, сто­ящих в центре внимания и за­бот. Им свойственно непреодо­лимое стремление выдумать события, в которых они играют центральную роль. Ложь и фантазирование дают им воз­можность удовлетворить свою потребность в переживаниях, которых не может им дать скуч­ная и будничная действитель­ность. «Ложь» и выдумки детей дошкольного возраста, в сущности, невинны. Причины следует упорно искать, обнаруживать и устранять. Профилакти­ка и лечение такого состояния требуют создания атмосферы искренности и доверия, разви­вающей у детей любовь к исти­не. Между словами и делами родителей и воспитателей не должно быть противоречий. Очень важно считаться с лич­ностью и достоинством ребен­ка.
     Сын Л. Тол­стого Илья вспоминал, что его великий отец никогда не за­ставлял своих детей выполнять определенную работу, но всегда получалось так, что они словно бы по собственному желанию и почину делали то, что он хотел. Он знал все, и обманывать его – значило обманывать себя.
     Лживость детей всегда слу­жит показателем семейных не­урядиц, недостатков и просче­тов в воспитании. Воспитание у ребенка правдивости, чувства ответственности и взаимного доверия – наиболее правиль­ный путь к устранению этого недостатка.
— Елена Александровна Палагина

Комментариев пока нет.

Оставьте ответ

Сбросить все поля