«ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ» (консультация для родителей)
Родителей и воспитателей поражает иногда лживость их детей или воспитанников. Чтобы понять причины и мотивы лживости ребенка, необходимо глубоко проникнуть в его внутренний мир, учитывая при этом общие и специфические для каждого возрастного периода психологические особенности. У ребенка до 6-7 лет доминирует эмоциональное восприятие действительности. Он вживается в воображаемые образы и роли: кнутик в его воображении – живая лошадка, кукла – ребенок, сказка – действительность. В этом смысле ранние детские «фантазии» и «лживость» не должны нас тревожить. Когда речь идет о детях дошкольного возраста, нельзя говорить о настоящей лживости, которая всегда предполагает сознательное искажение истины, чаще всего с корыстной целью (чтобы избежать наказания, получить подарок). Очень часто дети лгут, подражая. Ребенок хочет видеть в лице своих родителей и воспитателей авторитетный пример для подражания.
В других случаях причиной детской лживости могут быть неправильное воспитание, частые наказания за ничтожные проступки, вызывающие у ребенка чувство страха и неудовлетворенности. Вот почему дети создают себе выдуманный мир и живут в нем. Пренебрежительное отношение к ребенку также побуждает в нем стремление к самопроявлению, для чего он начинает «лгать», ставя себя в центр выдуманных событий.
В других случаях причиной детской лживости могут быть неправильное воспитание, частые наказания за ничтожные проступки, вызывающие у ребенка чувство страха и неудовлетворенности. Вот почему дети создают себе выдуманный мир и живут в нем. Пренебрежительное отношение к ребенку также побуждает в нем стремление к самопроявлению, для чего он начинает «лгать», ставя себя в центр выдуманных событий.
Детская ложь в раннем возрасте – невинное и обычно проходящее явление, но при неправильном воспитании она может дать толчок более стойким состояниям, иногда болезненного характера. Все это и говорит о необходимости проявлять такт, заботливость и умение при воспитании детей.
При опросе детей в детском саду многие из них, будучи единственными детьми в семье, на вопрос, есть ли у них братья и сестры, отвечали утвердительно, называли их имена и даже описывали их характеры. При проверке оказалось, что эти «братья и сестры» – их товарищи по играм, двоюродные братья и сестры, реже выдуманные образы. Но желание иметь брата или сестру заставило их «лгать».
Можно ли считать ответы детей в данном случае ложью? Конечно, нет. Склонность ко лжи, искажение действительности и фантазирование в дошкольном возрасте чаще всего указывают на неправильное воспитание. В этот период ложь имеет иногда социально-оправданный или по крайней мере понятный смысл. Например, слишком суровое воспитание бывает порой причиной того, что ребенок становится скрытым и лживым.
Известный детский психиатр Л. Каннер справедливо писал: «Чем строже «наказательные» меры родителей, тем больше вероятность, что ребенок станет лгать». Такого же характера и ложь детей разведенных родителей. Они с увлечением рассказывают об отсутствующем родителе, наделяя его всевозможными положительными качествами.
Болезненная лживость (так называемая «мифомания») чаще всего встречается у единственных в семье детей, стоящих в центре внимания и забот. Им свойственно непреодолимое стремление выдумать события, в которых они играют центральную роль. Ложь и фантазирование дают им возможность удовлетворить свою потребность в переживаниях, которых не может им дать скучная и будничная действительность. «Ложь» и выдумки детей дошкольного возраста, в сущности, невинны. Причины следует упорно искать, обнаруживать и устранять. Профилактика и лечение такого состояния требуют создания атмосферы искренности и доверия, развивающей у детей любовь к истине. Между словами и делами родителей и воспитателей не должно быть противоречий. Очень важно считаться с личностью и достоинством ребенка.
Сын Л. Толстого Илья вспоминал, что его великий отец никогда не заставлял своих детей выполнять определенную работу, но всегда получалось так, что они словно бы по собственному желанию и почину делали то, что он хотел. Он знал все, и обманывать его – значило обманывать себя.