Версия сайта для слабовидящих

“До школы один год”

В норме к 6-7 годам ребенок овладевает всеми компонентами речи.
  • Фонематический слух:
    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.  Например, скажи слово на М: (мама, море, мир); хлопни в ладоши, если услышишь звук Л.
  • Звукопроизношение:
    К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Необходимо обратиться к логопеду, чтобы он установил причину неправильного произношения. С возрастом искаженный  звук только закрепится и исправить его будет сложнее. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих С, З, Ц, губное произношение Л, дефекты звуков Р, Ш, Ж.
На 7 году ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.
  • Фонематические процессы, слоговая структура слов:
     К семи годам ребёнок не нарушает слоговую структуру сложных слов (Например: ТРАМВАЙ, ЭКСКАВАТОР, ТРОЛЛЕЙБУС. СЛЕСАРЬ-ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИК и др.), повторяет скороговорки без ошибок.  Выполняет простой разбор трехсложных слов (называет первый и последующие звуки, определяет их местоположение).
  • Словарь:
    К 6-7 годам активный словарь ребенка увеличивается до 10-13 тысяч слов. На шестом году в словаре уже представлены обобщающие слова (Например: пальто, брюки, футболка, платье, шарф, майка – это ОДЕЖДА), дети правильно называют широкий круг предметов (АВТОМОБИЛЬ, МИНИМАРКЕТ, ВОДОНАГРЕВАТЕЛЬ) и явлений окружающей действительности (ВОСХОД, СНЕГОПАД, ГОЛОЛЕД, ГРОЗА, ЛИВЕНЬ). В процессе употребления слов совершенствуется их произношение.
     Ребенок не должен путать сходные предметы: кувшин – ковшик, миска – чашка, тарелка, кружка – стакан,  фартук – сарафан, шофер – шахтер. Должен знать из чего состоят предметы: у дерева – ствол, ветки, листья, корни; у стула – спинка, сиденье, ножки. Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал);  знать, как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: узкий – широкий, толстый – тонкий, острый – тупой, молодой – пожилой.Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно.
  • Грамматический строй, связная речь:
    К 6-7 годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. В их речи возрастает количество простых распространенных предложений и сложных предложений с правильным употреблением в роде, числе и падеже. При оформлении фразы используются все основные части речи, без дополнительных вопросов они составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений (Например: «Репка», «Красная Шапочка»), что свидетельствует об успехах в овладении  монологической речью. Развивается контекстная речь (отвлеченная, обобщённая, лишённая наглядной опоры). Сначала контекстная речь появляется при пересказе сказок (рассказов), а затем при описании каких- либо событий из личного опыта, собственных впечатлений и переживаний ребенка.
Чем грозят речевые нарушения?
1.Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций воспитателя (учителя).
2.Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
3.Недостаточное развитие связной речи.
4.Трудности формирования учебных умений. Не может:
-планировать предстоящую работу;
-работать в определенном темпе;
-трудности овладения чтением и письмом, что может привести к дисграфии и дислексии в школе.
И как результат – отсутствие предпосылок к продуктивному овладению программой обучения.
Что делать на дошкольном этапе?
1. Медицинское обследование перед поступлени­ем в школу. Врачи-специалисты, которых нужно пройти, чтобы исключить анатомические и физиологические причины нарушения речи: не­вролог, невропатолог, оториноларинголог, хирург, стоматолог.
2. Контролируйте речь ребёнка, общайтесь с ним. Не допускайте «сюсюканья». Отвечайте на все вопросы ребёнка, обсуждайте с ним всё, что произошло за день, просите рассказать о себе или о чём- либо.  Обязательно читайте ему. Поправляйте ребёнка, если он неверно произносит слова.
Давайте ребёнку чёткие инструкции.
    В первом классе для полноценного усвоения материала урока нам важна дикция. Улучшить дикцию, исправить звукопроизношение желательно в дошкольном  возрасте. Это работа логопеда в дошкольном учреждении или частного специалиста. Хочется обратить ваше внимание, что при нарушении звукопроизношения поставить звук – это полдела, главное и самое трудное – ввести этот звук в речь, автоматизировать его. Дело это нелегкое. И, несмотря на всю постепенность и систематичность логопедической коррекционной работы, ребенку трудно следить за правильным использованием звука в речи. В этом случае на занятии он говорит прекрасно, а в быту побеждает старая привычка. Здесь могут помочь только взрослые, которые находятся рядом. И не правы те родители, которые думают, что, отдав ребенка на логопедические занятия, они сняли с себя всякую ответственность за речь ребенка. Родители должны следить за речью ребенка, выполнять все рекомендации логопеда и домашние задания,  для записи которых заводится отдельная тетрадь.
3. Развивайте артикуляционный аппарат ребёнка. Артикуляционная гимнастика сейчас опубликована во многих книгах, на сайтах в Интернете. Она нужна тем, чьи дети испытывают трудности речи.( Приложение 1)
    Для развития правильного дыхания, артикуляционного аппарата, выработки длительной воздушной струи помогают следующие «нехитрые» действия: надувание воздушных шаров, сдувание пены в ванной, дуть на бумажный кораблик, чтобы он плыл, сдувать пушинки одуванчика, выдувать мыльные пузыри, показывать язык на всю его длину. (Приложение 2)
4. Развивайте мелкую моторику пальцев рук при помощи пальчиковой гимнастики. С нее можно начинать занятие, так как пальцы рук – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков. Также можно выполнять штриховки и обводить разнообразные «пружинки» (желательно использовать цветные (простой) карандаши с шестью гранями, а не фломастеры). (Приложение 3)
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика
Приложение 2
Упражнения на выработку длительной воздушной струи.
Снег.
    Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
Кораблики.
      Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от “киндер-сюрпризов”
Футбол.
    Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру “Кто быстрее”.
Буль-бульки.
    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в “буль-бульки” с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в “Буль-бульки”, чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
Волшебные пузырьки.
    Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 
Дудочка.
    Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Губная гармошка.
    Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
    Цветочный магазин.
     Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
Свеча.
    Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Приложение 3
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
     Родителям. Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук к верху)
Будем их соединять
И движенья выполнять …
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже …
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
Мы про зайку не забудем – ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)
Чтобы чётко говорить, Надо с пальцами дружить!
(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому.)
— Лариса Николаевна Антоневич

Комментариев пока нет.

Оставьте ответ

Сбросить все поля