Управление образования администрации г. Хабаровска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208»
Доклад на методическом объединении
для педагогов ДОУ
«Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Старший воспитатель
Палагина Е.А.
г. Хабаровск
2015 г.
Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования);
1.6 Задачи стандарта – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Таким образом, главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.
Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.
Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях:
– возраст, состояние здоровье, уровень развития (физического, эмоционального, когнитивного)
– семейная культурная среда
– способности (потребности/сильные стороны), интересы
– характер и темперамент.
Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.
В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?
Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!
Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми –
создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.
Группа детей представляет собой уникальное микросообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.
Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения.
Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.
В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков.
То есть в групповой комнате все материалы и оборудование, ее интерьер должны способствовать развитию каждого из детей, и предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Распорядок дня должен включать различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.
Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми, ставить и достигать индивидуальные цели – вот что является наиболее важным для освоения образовательной программы в дошкольном учреждении.
Итак, для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение:
– создавать развивающую среду, учитывающую интересы и уровень развития разных детей
– выделять в режиме время для игр и самостоятельных занятий,
– готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
В целях индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды можно использовать оформление стендов, уголков:
“Здравствуйте, я пришел”
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.
“Уголок именинника” Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
“Мое настроение” Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
Рубрика “Я умею, я люблю, хочу научиться” Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.
“Книга рекордов” Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в “Книгу рекордов”
Неотъемлемой частью индивидуализированного обучения и воспитания выступает проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении разрабатываются и внедряются проекты по разным направлениям образовательной деятельности:
– по физическому развитию «Мой весёлый звонкий мяч», цель – научить детей и родителей подвижным играм с использованием мяча в самостоятельной двигательной деятельности и совместном активном отдыхе; «Хочу быть здоровым», цель – приобщение детей к здоровому образу жизни.
– по речевому развитию «Дошкольник в мире книг», цель – становление ребенка – читателя в процессе его совместного с педагогами и родителями общения с книгой в детском саду и дома; «Сказка как источник творчества», цель – развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению собственных сказок и рассказов.
– по познавательному развитию «Давным – давно была война», цель –патриотическое воспитание дошкольников; «Город, в котором мы живём», цель – развитие у детей наиболее полных преставлений о родном городе; «Народная кукла», цель – пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.
Наряду с общей темой проекта, для каждой подгруппы детей ставятся конкретные задачи в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями. Каждый проект обеспечивает индивидуальную траекторию развития дошкольника. В ходе разработки проектов педагоги ориентируются на зону актуального и ближайшего развития воспитанников.
Основные принципы разработки и реализации проектов:
Разработка проекта начинается с определения актуальной проблемы, выявления предпочтения детей к различным видам деятельности. Педагог готовит предварительный план решения проблемы для каждой группы. В группе сосредотачивается необходимый материал, который помогает детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира; организуется соответствующая предметно-развивающая среда. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения, тем самым они становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
В результате проектной деятельности дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение проектной деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Другими методами обеспечения индивидуализации образования является организация кружковой работы педагогом и составление индивидуального маршрута развития ребёнка.