Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей
Данная тема, очень актуальна в настоящее время, потому что в последние десятилетия народам России, в качестве идеала предлагается западный образец воспитания человека. Традиционные основы воспитания подменяются современными, западными. Западные идеалы изменяют суверенитет нашего государства и патриотические чувства российского человека. Тенденция к разрушению традиционной системы ценностей заметна многим, особенно тем, кто неравнодушен к своей Родине. Западный образец далёк и чужд для традиционной российской воспитательной системы. Ценность семейного воспитания рассматривается в трудах выдающихся отечественных мыслителей и педагогов Н. И. Пирагова, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. В. Зеньковского и др. В дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности ребёнка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтомунравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:
– формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
– воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
– воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Ребёнок-дошкольник усваивает наиболее доступные правила и нормы поведения, у него образуются нравственные привычки. Известно, что развитие ребёнка дошкольного возраста происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом. Воспитание и обучение выступают здесь как способы передачи общественно-исторического и духовно-нравственного опыта. Одним из важнейших факторов развития нравственных качеств у детей является накопления ими собственного морального и социального опыта.
А важной задачей родителей и педагогов является целенаправленное изучение внутреннего мира ребёнка – мотивов его поведения, чувств, переживаний, его отношения к родителям, педагогам, сверстникам.
Организация работы с детьми по патриотическому воспитанию :
-Создание предметно-развивающей среды, способной отвечать целям и задачам патриотического воспитания.
-Организация учебно-воспитательного процесса с различными мероприятиями, решающими задачи патриотического и нравственного воспитания.
-Работа дошкольного образовательного учреждения с семьёй, с использованием различных современных форм работы с детьми и родителями.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
По утверждению Н. Г. Веселова семья отражает все особенности современной структуры обществ, господствующих в нём идей и несёт в себе специфические черты того или иного образа жизни людей. Поэтому, необходимо отметить, что даже самая лучшая система работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьёй.
Формы работы с семьёй:
1. Музыкальные развлечения, тематические вечера и праздники совместно с родителями на темы: «Марш Победы», «Герои России», «Славная история России», «Наши великие соотечественники», «Мой дед герой», «Защитники Родины», «Я – солдат», « Богатыри», «Лейся песня», «Славься Русь моя родная», «Гагарин –русский космонавт» и др..
2. Консультации: «Чти и знай русские народные традиции», «Народная песня», «Традиции семьи как объединяющая сила детей и родителей», «Любовь и забота – основа становления у ребёнка будущего отцовства и материнства», «Благоприятный психологический климат в семье»,
3. Акция милосердия «Забота о ближнем».
4. Выставки, газеты, сочинения подготовленные детьми и родителями: «Мой папа –защитник отечества», «Наша Армия сильна», «Моя страна – самая красивая», «Доброе дело», «Честное слово», «Мой любимый город», «Музыка в моей семье» и др..
5. Экскурсии детей и родителей в «Краеведческий» и «Военно-исторический» музеи.
6. Составление фотоальбомов: «9-Мая», «Альбом памяти», «Герои моей семьи», «Оружие Победы», «Мои путешествия»», Моя семья» и т.д.
7. Сбор коллекций: «Фотографии городов России», «Памятники России».
8. Изготовление макетов: «Москва – столица нашей Родины», «Мой город Хабаровск», «Наш любимый детский сад».
В нашем детском саду мы активно работаем в этом направлении. Проводим и праздники, развлечения, встречи и беседы с родителями. Знакомя детей русской народной культурой, праздниками и обычаями, я прошу родителей, учитывать, что информация должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка спеть, поиграть, нарисовать то, о чём он узнал, рассказать другим, посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее, не сорить и т. д. Мы вместе с родителями должны научить детей гордится своей страной, её людьми, чтить свою культуру замечать вокруг то положительное, что создаётся руками человека, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.Отлаженная система нравственного, патриотического воспитания в семье и детском саду возвратит духовные, нравственные ценности, а также восстановит понятия «гражданин» и «патриот». Только единство требований сада и семьи может обеспечить ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. А любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему городу, дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе.