Версия сайта для слабовидящих

Информация о необходимости проведения пробы Манту при поступлении в образовательное учреждение

Прокуратура Индустриального района г. Хабаровска разъясняет «Вопрос необходимости проведения пробы Манту при поступлении в образовательное учреждение»
Анализ поступивших в 2016-2017 году жалоб (обращений) в прокуратуру Индустриального района г. Хабаровска показал, что вопрос необходимости проведения пробы Манту при поступлении ребенка в образовательное учреждение (в том числе в детский сад) является весьма актуальным.
В связи с чем, прокуратурой подготовлено следующее правовое разъяснение.
В соответствии со ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее – Правила), которые устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (п.п. 1.1, 1.2).
Согласно п. 1.3 Правил их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.
Проба Манту проводится 2 раза в год детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза (пункт 5.2 Правил).
Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (абз. 2 п. 5.7 Правил).
Принимая во внимание вышеизложенное, при непредставлении родителем (законным представителем ребенка) заключения фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом у ребенка, в отсутствие проведенной туберкулинодиагностики, являются правомерными действия образовательного учреждения (в т.ч. детского сада) по временному отстранению ребенка от посещения образовательного учреждения (в т.ч. детского сада), что соответствует санитарным правилам, при этом право на отказ от медицинского вмешательства не нарушается.
Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Подпункты 2, 3 ст. 7 Федерального закона № 77-ФЗ закрепляют обязательное условие при оказании противотуберкулезной помощи гражданам – наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9 и 10 данного закона и другими федеральными законами (пункт 2). Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, – при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного федерального закона и другими федеральными законами (пункт 3).
Вместе с тем ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Установленное вторым абзацем пункта 5.7 Правил требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Положения пункта 5.7 Правил не противоречат нормам действующего законодательства, так как не регулируют отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривают медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство.
Не устанавливают указанные положения и ограничений прав на образование в Российской Федерации, гарантированных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № АКПИ14-1454 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.3 и абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года № 60).
Следует учесть, что действия образовательных учреждений, выражающиеся в требований представить соответствующее заключение врача-фтизиатра, направлены на создание безопасных условий жизни и здоровья как ребенка, так и воспитанников дошкольного учреждения.