Версия для слабовидящих

Рабочая программа инструктора по физической культуре

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа инструктора по физической культуре (далее Программа) разработана с учетом основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад № 208» в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса работы инструктора по физической культуре.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

❖    «Конвенция о правах ребенка» (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989г.);

❖    Федеральный закон от 24.07.1998 №124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

❖    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

❖    Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 — 13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

❖    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

❖    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038);

❖    Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2014г № 08-5 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

❖    Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 13 января 1999года, одобрен Советом Федерации 27 января 1999года);

❖    Федеральный закон от 02.06.2016 № 153 — ФЗ « О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

❖    Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916″Об

 

общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)».

Сроки реализации программы 1 год.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (См. пункт 2.6.ФГОС ДО).

Программно — методическое обеспечение образовательной области

«Физическое развитие»

Авторы

составители

Наименование программы

Издательство

Год

издан

ия

Программа

под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Москва: Мозаика- Синтез

2015

Учебно-методический комплекс

Пензулаева Л.И.

Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет

Москва: Мозаика — Синтез

2015

Пензулаева Л.И.

Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет

Москва: Мозаика — Синтез

2015

Пензулаева Л.И.

Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет

Москва: Мозаика — Синтез

2016

Пензулаева Л.И.

Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет

Москва: Мозаика — Синтез

2016

Степаненкова

Э.Я.

Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет

Москва: Мозаика -Синтез

2015

Волошина Л.Н., Курилова Т.В.

Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ.

М.: Издательство «Гном и Д»

2004

Волошина Л.Н.

Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет

М.: АРКТИ

2004

Казина О.Б.

Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы.

Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ

2008

Алферова В.И.

Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет

М.:ТЦ Сфера

2012

Картушина

М.Ю.

Физкультурные сюжетные занятия с детьми 4-5 лет

Москва

«Скрипторий

2003»

2012

Картушина

М.Ю.

Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет

М.:ТЦ Сфера

2012

Картушина

М.Ю.

Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет

М.:ТЦ Сфера

2010

Соломенникова

Н.М.,

Машина Т.Н.

Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол — гимнастика: конспекты занятий

Волгоград:

Учитель

2011

Харченко Т.Е.

Спортивные праздники в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений.

Серия «Будь здоров дошкольник!»

Москва: ТЦ Сфера

2016

Соколова Л.А.

Играем на прогулке. Наблюдаем, познаём, учимся.

Сибирское

университетское

издательство

2010

Беззубцева Г.В., Ермошина А.М.

В дружбе со спортом:

Конспекты занятий с детьми 5-7 лет

Москва: ГНОМ и

д

2003

Буцинская П.П., Васюкова В.П., Лескова Т.П.

Общеразвивающие упражнения в детском саду

Москва:

Просвещение

1990

Горбатенко О.Ф.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия

Волгоград:

Учитель

2008

Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А.

Недели здоровья в детском саду: методическое пособие

Санкт-Петербург:

Детство-Пресс

2013

Жданова Л.Ф.

Праздники в детском саду. Занимательные сценарии

Москва: Аквариум ЛТД

2000

Степаненкова

Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка

Москва: ИЦ «Академия»

2001

Моргунова О.Н.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы

Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

2007

Недовесова Н.П.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

Санкт-Петербург:

Детство-Пресс

2014

Микляева Н.В.

Физическое развитие дошкольников

Москва: ТЦ «Сфера»

2015

Соколова JI.A.

Детские олимпийские игры

Волгоград:

Учитель

2014

Кучма И.И.

Олимпийские игры в ДОУ

Волгоград

2011

Прищепа С.С, Шатверян Т.С.

Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников

Москва: ТЦ Сфера

2013

Подольская Е.И.

Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет

Волгоград:

Учитель

2009

Соломенникова Н.М., Машина Т.Н.

Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол- гимнастика

Волгоград

2011

Воронова Е.К.

Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты

Волгоград:

Учитель

2012

Власенко Н.Э.

Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Детство-пресс

2015

Соломенникова

Н.М.

Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет

Волгоград:

Учитель

2014

Сулим Е.В.

Детский фитнес.

Физкультурные занятия для детей 3-5 лет

Москва: ТЦ Сфера

2014

Сулим Е.В.

Детский фитнес.

Физкультурные занятия для детей 5-7 лет

Москва: ТЦ Сфера

2015

Агеева И.Д.

500 олимпийских загадок для детей

Москва: ТЦ Сфера

2010

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Оздоровительные задачи:

            охрана жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости

к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма.                                      Учитывая специфику данного термина, оздоровительные задачи

физического воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе воспитанников в более конкретной форме:

            помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы,

укреплению связочно — суставного аппарата, способствовать развитию всех групп мышц (особенно — мышц-разгибателей), формированию опортно — двигательного аппарата и развитию двигательного анализатора;

            способствовать правильному соотношению частей тела и правильному

функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции терморегуляции и центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность).

Образовательные задачи:

формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей, передачу простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте.

Воспитательные задачи:

формирование культурно — гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, формирование культуры чувств и эстетического отношения к физическим упражнениям. Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия:

воспитания волевых качеств личности (смелость, решительность, выдержка, настойчивость и т.д.);

формирование положительных черт характера (организованность, скромность и др.);

формирование нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т.п.).

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ПРОГРАММЫ

Программа построена на принципах гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а так же способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Принципы построения Программы по ФГОС:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Подходы к формированию программы:

системно — деятельностный подход;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

творческая организация (креативность) образовательного процесса; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208» функционирует в режиме 12 часового пребывания воспитанников в период с 7.30 до 19.30 при пятидневной рабочей неделе.

Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольном отделении и состоит из двух частей.Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной общеобразовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад №                                                                                                                                         208» Объем

обязательной части Программы составляет 60% общего объема, иные — 40% составляют часть программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть, включает организацию режима пребывания детей в дошкольном учреждении; модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; закаливающие мероприятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия; содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» и «Здоровье»; планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы; мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет работу по приоритетному направлению деятельности учреждения, реализации методической темы инструктора по физическому развитию, дополнительное образование и систему работы с родителями воспитанников.

Возрастные особенности психофизического развития детей от 3 до 7 лет.

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным. Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 — 2,5 кг. К 6 -7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 — 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S — образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 — 4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32 — 34 кг по сравнению с15-17кгвЗ-4 года.

Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

Проявления в психическом развитии:

хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить; стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка 6 лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей.

К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц- разгибателей туловища, бедра и голени — это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).

Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-7 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще не велики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества):

  • сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
  • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
  • прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесие;
  • бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
  • бросает теннисный мяч или любой маленький мяч, снежок, мешочек и прочее удобной рукой на 5-8 метров;
  • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений.

Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей.

Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.

Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей в ходе непосредственно образовательной деятельной по физической культуре.

Причём, в каждом возрастном периоде непосредственно образовательная деятельность имеют разную направленность:

Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки

В среднем возрасте — развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)

В старших группах — сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Учитывая психофизические особенности развития детей, в своей работе я использую разнообразные варианты проведения непосредственно образовательной деятельности, это:

непосредственно образовательная деятельность по традиционной схеме;

сюжетно-игровая непосредственно образовательная деятельность, непосредственно образовательная деятельность, состоящая из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

соревнования, где дети в ходе различных эстафет выявляют победителей.

С полной версией документа можно ознакомиться в ДОУ