Версия сайта для слабовидящих

Рабочая программа учителя-логопеда

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Пояснительная записка.
  2. Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, ФФНР, НВОНР
  3. Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня и нерезко выраженное недоразвитие речи.
  4. Работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  5. Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
  6. Предполагаемые результаты коррекционно-образовательного процесса. Заключение.
  7. Список литературы
I. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья. С другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта МАДОУ №208 г. Хабаровска, то можно отметить следующее:
  1. В течение года логопед работает с 25 детьми. Таким образом, ведется достаточно интенсивная работа.
  2. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (ОНР II – III уровней, ФФНР, НВОНР).
Программа составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования;
Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждении.
Положением о логопедическом пункте МАДОУ №208;
Основной базой рабочей программы являются:
  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
  • Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
  • Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
  • образовательная программа детского сада. В настоящее время в МАДОУ №208 г. Хабаровска реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, составленная на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Приказ заведующего МАДОУ №208 о зачислении детей на логопедический пункт;
Рабочая программа позволяет определить возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы и т.д. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки
Адресат программы: дети 4-7 лет, имеющие речевые нарушения.
Сроки реализации программы: 2 учебных года.
Цель программы –
  1. обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта.
  2. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико­фонематической стороны речи у старших дошкольников.
  3. Формирование полноценной фонетической системой языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыки в различных ситуациях, развитие связной речи.
В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:
-Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
–                     Преодоление недостатков в речевом развитии.
–                     Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
–                     Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
–                     Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
–           Развитие психических функций: слухового    внимания,   зрительного
внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
–                     Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МАДОУ №208 и специалистами медицинских учреждений.
Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
С полной версией программы можно ознакомиться в ДОУ