Версия сайта для слабовидящих

Речевая подготовка детей к школе

      Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус:
дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
  • хорошее физическое развитие ребенка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время,
    счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательностъ;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе,
    сотрудничеству, взаимопомощи.
     На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
     Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
     Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех   звуков типа а у и; анализ обратного слога гласный – согласный типа аn; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и  правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение   работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  1. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой;
    образовывать прилагательные от существительных.
  2. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
Составлять самостоятельно рассказ-описание.
      Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
    Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, -одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
     Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильно е произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как
говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой про цент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
     Школьники с не сформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
      У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языкy и другим предметам.
     У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность ·фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
    Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
  1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое
    «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
  3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не
    слишком привлекательного для него задания?
  4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
  5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по
    телефону)?
  6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
  7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали
    напоминать ему об этом)?
  8. Умеет ли считать до 20 и обратно?
  9. Может ли сравнивать числа и предметы?
  10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
  11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
    прямо угольник)?
  12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть
    клюв, перья)?
  13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например,
    назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
  14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом
    (например, «жарко» – «холодно»)?
  15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
  16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
  17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
  18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
  19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
  20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
  21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
  22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
  23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по
    смыслу (например, «дерево – ветки», «книга – страницы»)?
  24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?
Соотнесите свои ответы с ключом:
– если на вопросы 1,3,4,5,6,8,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19,20,22,23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
– если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.
Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:
20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со
школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и
получению новых знаний.
15-19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.
14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.
Приложение 2
Советы логопеда
  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
— Лариса Николаевна Антоневич

Комментариев пока нет.

Оставьте ответ

Сбросить все поля