Версия для слабовидящих

Рабочая программа воспитателя старшей группы «Ягодка»

 

Содержание:

  1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1.Цель и приоритетные задачи

1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы

1.3.Значимые характеристики

2. Планируемые результаты освоения программы.

II. Содержательный раздел

1.Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности.

2.Перспективное планирование кружковой работы.

3. Примерный план работы по организации взаимодействия педагогов с родителями и социальными партнёрами.

III.Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение программы.

3.2.Организация режима дня пребывания детей в ДОУ (в теплый и холодный период, расписание НОД на неделю, циклограмма воспитательно-образовательного процесса на неделю, режим двигательной активности, система закаливания или оздоровительных мероприятий).

3.3.Особенности традиционных событий и праздников.

3.4.Особенности организации развивающей среды.

3.5.Информационно-методическое обеспечение программы.

I. ЦЕЛЕВОЙ   РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

1.1.Цель и приоритетные задачи

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2018-2019 учебный год (далее — Рабочая программа) разработана в соответствии с основ­ной образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад № 208» (далее — Програм­ма) с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (далее — «От рождения до школы») и предусмотрена для органи­зации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель и приоритетные задачи реализации рабочей программы полностью соответствуют целям и задачам в ООП ДО МАДОУ № 208.

Программные задачи по образовательным областям

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

 «Ребенок в семье и сообществе»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки веточки с листьями и т. п.).

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщат! к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения подготовка выставок детских работ).

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять не порядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользовать столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, поблагодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одевать и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одеж в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнен! различных видов труда.

Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материале и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку и рать, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице и пр.).

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

«Формирование основ безопасности»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, град), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта и работе светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц в которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Формирование элементарных математических представлений»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5<6 на 1, 6>5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин всех игрушек поровну по 5).

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 это один, еще один, еще один, еще один, а еще один.

Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента самая широкая, фиолетовая немного уже, красная еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки -круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди (спереди) -сзади (за), слева -справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Наташей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит Катя, а слева от куклы стоит лошадка, сзади -мишка, а впереди-машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени- Дать детям представление о том, что утро,

День и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать и в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слуха, осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по свету и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенное расположения цветовых тонов в спектре.

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представление о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т.п.). Совершенствовать глазомер.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.

Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность -это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, паззлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Ознакомление с предметным окружением

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость.

Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда-фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т.п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Ознакомление с социальным миром

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Обогащать представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи. Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами Декоративного искусства). Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый Год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация Россия -огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва-главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Ознакомление с миром природы

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.). Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и Др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, Камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек-часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

«Сезонные наблюдения»

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным

явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные—маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные—мухомор, ложный опенок).

Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 «Развитие речи»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый-снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун-озорник-проказник), с противоположным значением (слабый-сильный, пасмурно-солнечно).

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные

по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с —ц, ш —ж, ч —ц, с —ш, ж —з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка-зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок- медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого аРактера на тему, предложенную воспитателем.

 «Приобщение к художественной литературе»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Приобщение к искусству»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, Длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание Детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, Фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

«Изобразительная деятельность»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки —городецкая, богородская; бирюльки).

Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день-наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в Ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными Изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, Цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании Изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии всем ворсом, тонким концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковскюй и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, чистых тонов, и оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и Полхов-Майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой. Полхов-Майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных узоров (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенца и др.).

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, стилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки. Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки. Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымкавской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Расписывать изделия гуашью, украшать их налепами углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация, Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу  на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Прикладное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.

 «Конструктивно-модельная деятельность»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать образные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.

Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

 «Музыкальная деятельность»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуко-высотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст.

Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Задачи части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная деятельность по ОО «Художественно-эстетическое развитие» представлена парциальной программой «Народное искусство и детское творчество» А.А. Грибовской.  С целью духовно-нравственного воспитания и приобщения к истокам русской народной культуры, с детьми один раз в неделю во второй половине дня проводится кружок «Народное искусство» художественно-эстетической направленности.

Задачи:

ü Познакомить дошкольников с разными видами декоратив­но-прикладного искусства:

  • русской народной игрушкой (дымковской, филимоновской, тверской, каргопольской), ук­рашенной геометрическим орнаментом;
  • деревянной богород­ской игрушкой;
  • предметами быта (посуда, мебель, украшен­ная растительным узором — городецкой, хохломской, полхов-майданской, жостовской росписью);
  • изделиями Гжели и др.

ü Учить детей различать виды декоратив­но-прикладного искусства по образному содержанию, материалам, средствам выразительности и характерным при­знакам.

ü Развивать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства,воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ.

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.

Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

 «Физическая культура»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.

Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.

Задачи части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» представлена парциальной программой «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной.

Реализация приоритетного направления по физическому развитию и формированию культуры здоровья осуществляется через работу кружка по формированию здорового образа жизни и обучению детей элементам спортивных игр «Спорт-класс».

Задачи:

Старшая группа

Вид спорта Задачи
Хоккей Учить подбирать клюшку и держать ее правильно; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу, вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предмета и между ними (кегли, кубики и т.д.). Учить бросать шайбу в ворота с места (расстояние 2-3 м), забивать шайбу в ворота после ведения.
Баскетбол Познакомить с игрой в баскетбол, историей ее возникновения. Учить выполнять элементы техники игры в баскетбол: стойка, ведение мяча на месте, в движении; бросок, ловля мяча.
Футбол Познакомить с игрой в футбол, историей ее возникновения. Сформировать простейшие технико-тактические действия с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка.
Городки Сформировать интерес к русской народной игре, познакомить с историей ее возникновения, с фигурами для игр.

Познакомить с правильной стойкой, действиями с битой, способами броска на дальность и в цель.

Бадминтон Познакомить со свойствами волана, ракеткой, историей возникновения игры в бадминтон. Познакомить со способами действия с ракеткой. Учить отражать волан, брошенный воспитателем, играет вдвоем со взрослым.
Настольный теннис Познакомить с инвентарем для игры в настольный теннис, со свойствами целлулоидного мяча. Сформировать «чувство мяча», умение держать ракетку и действовать ей. Учить выполнять простейшие упражнения с ракеткой и мячом.
Настольный теннис Сформировать понятие о настольном теннисе как о спортивной игре, олимпийском виде спорта; познакомить с ее правилами. Помочь овладеть простейшими техническими приемами (стойка теннисиста, подача, прием мяча) игры за столом.

1.2.Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют принципам и подходам к формированию ООП ДО Программы МАДОУ № 208.

1.3.Значимые характеристики

Индивидуальные особенности детей группы:

Пол Тип темперамента Социально-эмоциональная сфера Познавательная сфера
девочки мальчики
14 18 Сангвинический – 5 чел.

Холерический – 8 чел.

Флегматический –16 чел.

Меланхолический – 3 чел.

Агрессивность – 0 чел.

Тревожность – 0 чел.

Застенчивость – 2 чел.

Гиперактивность – 3 чел.

Соответствует норме развития

30 чел.

Исходное состояние здоровья детей:

ЧБД группы здоровья туб. инфицир лор-патология заболев опорно-двиг. аппарата аллергия другое
I II III IV
  3 28 1 1 1 5
                     

Сведения о семьях воспитанников:

Полная семья 21
Неполная 6
Этническая  
Многодетная 5
Опекуны  
Неблагополучная  

2. Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров — возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Рабочей про­граммы. Они отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представ­ляют собой возрастной портрет ребенка, который не применяется непосредственно к каждому ребенку.

Инструментарием для проведения педагогической диагностики является индивидуальная карта развития. Карты развития позволяют документировать результаты наблюдения за развитием ребенка путём фиксации моментов проявления и тех или иных способностей. В индивидуальной карте определены и структурированы ключевые признаки, отражающие «шаги развития» ребёнка, которые в комплексе могут дать простое, но достаточно ёмкое представление о нём и о динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой образовательной области. В отдель­ных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводит­ся педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Технология педагогического оценивания представлена в методическом пособии Ю.А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей».

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивиду­ального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

ü    индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траек­тории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

ü     оптимизации работы с группой детей.

Возрастной портрет ребенка к концу старшей группы:

Старшая группа

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».  Стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко их формулирует, испытывает чувство вины и стыда при их нарушении. Понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения (или соблюдения) норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение, при нарушении норм и правил поведения испытывает чувство стыда и вины, стремиться исправиться.

Наряду с вне ситуативно-познавательной формой  общения  начинает проявлять вне ситуативно-личностную форму: становится все более актуальной потребность в понимании, ищет потребность в понимании, ищет компромиссы со взрослым, начинает в общении усваивать знания непрямым путем (из рассказов взрослых и книг), интересуется проблемами социального характера и обсуждает их (например, ведет разговоры на личные темы), задает  соответствующие вопросы; выполняет правила, задаваемые взрослым в общении, использует в общении развернутую речь. Вне ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умеет договариваться, ставить и достигать общие цели, понимает и учитывает интересы и особенности других детей, использует развернутую речь.

Принимает участие в групповой беседе; передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, в том числе побуждения к совместной деятельности; побуждает партнера к совместной деятельности, поддерживает общую тему разговора; говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета, как правило, не нарушает.

Самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий, организует свое рабочее место, убирает за собой. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит себя вне группы, высказывает предложения при выборе видов деятельности, решении иных важных для жизни детей группы вопросов. Участвует в подготовке праздников в учреждении и дома. Свободно ориентируется в помещениях учреждения. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.

Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности. Цели разнообразны, связаны не только с утилитарными, но и общественными нуждами. Сам ставит и принимает от взрослого, цели достаточно отдаленные. Развернуто отражает цели в речи; им подчиняется успешно, длительно согласует с целью свою активность. Развернуто планирует этапы и условия её достижения; создает условия, необходимые для успешного достижения цели; проявляет элементы прогнозирования.

Волевое усилие проявляет часто, длительно противостоит отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности. Цель деятельности удерживает без помощи взрослого и в его отсутствие. Преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия (трудиться, стараться, работать, сосредотачиваться и пр.) для получения качественного результата.  Соподчинение мотивов возникает часто; протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное; завершается соподчинением мотивов, принимается осознанное решение: борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива, находит компромиссы, позволяющие удовлетворить интересы разных сторон. В процессе деятельности установившееся соподчинение мотивов сохраняется. Роль взрослого необходима в особо трудных случаях, когда значимость разных мотивов примерно одинакова.

Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, красота), понимает  и объясняет  причины  их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных  персонажей, мнение и рассказы взрослого. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей; замечает нюансы переживаний и отражает в развернутой речи; сопереживает и стремится содействовать, пытается понять причины эмоциональных состояний, стремится радовать других, быть полезным.

Учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь.

Доброжелателен, неконфликтен; умеет самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; умеет договариваться, изменять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации; проявляет уважение и внимание к собеседнику, обосновывает свое согласие и несогласие с действиями с партнера. Вступает в продуктивное игровое общение, используя речь, мимику, жесты, вежливо выражает просьбу, несогласие, выслушивает партнера, согласовывает с ним действия, с помощью взрослого распределяет роли, уступает.

С удовольствием посещает детский сад, с интересом участвует во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, проявляет инициативу. Испытывает устойчивую привязанность к членам своей семьи, учитывает их желания и потребности, стремится к совместным делам, разделяет заботы, сопереживает, стремиться порадовать; спокойно расстается в процессе прихода в детский сад и приветливо встречает.

Имеет устойчивый интерес к разным видам труда, понимает и объясняет социальный смысл труда, его общественные мотивы; проявляет инициативу, замечает нарушения чистоты и порядка; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Стремиться рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации, в том числе в самостоятельной деятельности, испытывая яркие положительные эмоции. С удовольствием активно импровизирует в игре, пении, музыкально-ритмических движениях.

Имеет представления о своей жизнедеятельности: о некоторых своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях; выражает свои потребности в отдельных словах и в простой фразе, подкрепляя слова жестами; вербально и невербально отражает свой практический опыт.

Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру). При восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения   в окружающем мире; ответы выслушивает внимательно,  соотносит их с системой  имеющихся  знаний,  представлений и суждений.

Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания  и способы  деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым,  так и самим  ребенком, при этом действует, определяя и сопоставляя свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы, ориентируясь на их качества; применяет обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов, использует движения рук по предмету для его обследования, а также глазомер; в деятельности выделяется звено ориентировки.

Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить, в исключительных случаях  прибегает  к помощи  взрослого,  например, при  недостатке  информации описывает объекты с использованием карт-моделей, классифицирует объекты по их свойствам, качествам и назначению, сравнивает объекты по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению, объясняет некоторые зависимости и функции предметов; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, определяет технологическую цепочку; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи и объясняет их, более сложные – при помощи взрослых; использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.

Проявляет исследовательское поведение, систематически стремится самостоятельно установить причинно – следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментирования, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

Замысел развёрнуто формулирует до начала деятельности, совершенствует его в процессе изображения, отбирает средства в соответствии с замыслом, воплощает его в соответствии с содержанием запланированного. Имеет устойчивые замыслы в игре, творчески их развивает; обсуждает и реализует замысли вместе с другими детьми; сюжеты преимущественно имеют общественный характер или строятся по мотивам литературных или иных сказочных образов; объединяет разные сюжеты в единый ход игры; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры разнообразны; речь занимает значительное место в игре; игровые действия осуществляет с разнообразными предметами, широко использует предметы – заместители; реальные действия и предметы заменяет словом – «играет в уме»; осознаёт необходимость соблюдения правил и выполняет их.

Имеет чёткие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта. Имеет представление о своей жизнедеятельности: о некоторых своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях; выражает свои потребности в отдельных словах и в простой фразе, подкрепляя слова жестами; вербально и невербально отражает свой практический опыт.

Имеет чёткие информативные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта. Имеет чёткие информативные представления об особенностях природы; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами; понимает разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагирует, передаёт содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики – реакции, реплики – ответы, реплики – сообщения, реплики – побуждения, в том числе побуждения к совместной деятельности; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задаёт вопросы, побуждает партнёра к совместной деятельности; дифференцированно использует вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения. Самостоятельно использует вежливые слова, адекватно ситуациям общения.

Лексические средства разнообразны, использует все части речи, синонимы, антонимы. Употребляет слова, обозначающие все части речи. Свободно использует обобщающие слова, группируя предметы по родовидовым признакам. За счёт развития смысловой стороны речи начинает употреблять синонимы, антонимы. Выбирает наиболее точную, подходящую к ситуации лексику. Употребляет слова в разных значениях. Активно использует слова, обозначающие абстрактные категории.

Адекватно отбирает и использует лексические и грамматические средства. Согласовывает существительные и числительные два – пять. Образовывает существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы, название детёнышей животных. Правильно употребляет предложно – падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, над, за, перед, около. Устанавливает и отражает в речи причинно – следственные связи, обобщает, анализирует и систематизирует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Активно употребляет сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. При рассказывании по серии картинок соединяет части в единое целое, композиция рассказов выдержана. Самостоятельно составляет предложения разных типов.

Проявляет активность в словотворчестве, словоизменение и словообразовании, задаёт много поисковых вопросов, направленных на осмысление речи как деятельности, а так же на слово как понятие, на понимание значений слов. Придумывает рифмы, «играет» рифмами.

Отчётливо произносит звуки, речь отчётлива. Использует разнообразные средства интонационной выразительности, в том числе выражая эмоции. Регулирует громкость голоса и темп речи в разных обстоятельствах. Активно использует повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Замечает в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении, стремится их исправить. При рассказывании, пересказе интонационно передаёт особенности персонажей, эмоциональную оценку событий.

Хорошо понимает прочитанное, развёрнуто отвечает на вопросы по содержанию. Пересказывает индивидуально и коллективно. С помощью взрослого выделяет средства авторской выразительности. Знает и с удовольствием подробно воспроизводит стихи, сказки, рассказы, знает их названия и авторов; знает основные жанры и их признаки, композицию. Понимает значение иллюстраций, соотносит их с определёнными отрывками текста.

Выделяет первый звук в слове, подбирает слова с заданным звуком.

Имеет достаточно устойчивые интересы в отношении жанров искусства, природы, рассматривает, задаёт вопросы, анализирует. Стремится к познанию произведений искусства, мира природы. Эстетически воспринимает окружающий мир; ярко, глубоко реагирует на его объекты и явления; выразительно отражает образы, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эстетических переживаниях, даёт развёрнутые эстетические оценки, мотивирует их, опираясь на личный опыт. Имеет чёткие, информативные представления о видах искусства; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Проявляет устойчивый интерес к музыкальным произведениям; понимает и развёрнуто объясняет смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкально образа и средства его воплощения; овладел навыками культуры слушания.

Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; даёт оценку персонажам и мотивирует её, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; проникает в сферу переживаний и мыслей героев, объясняет мотивы поступков персонажей; использует в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.

Адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях; замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций. Понимает мотивы поступков персонажей, даёт им развёрнутые и мотивированные характеристики. В речи использует слова и выражения из произведений.

Передаёт в рисовании, лепке, аппликации, конструировании разнообразные образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; передаёт в изображении отличия предметов по цвету, форме, величине и иным признакам; изображает основные части и детали предметов, передаёт их своеобразие; передаёт движения фигур; составляет узоры; расписывает силуэты и объёмные фигуры; подчиняет изобразительные и выразительные средства замыслу; создаёт замысел до начала деятельности и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; развёрнуто обозначает замысел в речи, осуществляет развёрнутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразными приёмами изображения, нетрадиционными техниками; передаёт в рисунке настроение; использует композиционные возможности; ярко проявляет творчество, развёрнуто комментирует свои работы; рассматривает и эстетически оценивает работы, свои и сверстников. Создаёт выразительные и оригинальные музыкальные образы.

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость: самостоятельно и точно выполняет упражнения. Движения сформированы.

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения: самостоятельно и точно выполняет движения. Движения сформированы.

Уверенно, координированно, точно, гармонично выполняет движения, как хорошо знакомые, так и новые, точно выполняет прицельные движения, сформированы мелкомоторные движения (срисовывает прямоугольники, правильно пишет многие буквы, вырезает круги и овалы из квадратов и прямоугольников соответственно, копирует прямые, ломанные, замкнутые линии, собирает шестисоставную матрёшку, пирамидку, застёгивает и расстёгивает пуговицы, пытается шнуровать обувь), чётко выделяет ведущую руку, дифференцированы движения правой и левой рук.

Имеет чёткие, информативные представления о некоторых видах спорта; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта. Знает подвижные игры, выполняет правила.

Правильно выполняет движения по инструкции и по показу, как хорошо знакомые, так и новые, создаёт творческое сочетание движений; в движениях передаёт заданный ритм, темп и направление.

Потребность в двигательной активности сформирована, испытывает удовольствие от движения, целесообразно организует свою двигательную активность, осмысленно относится к точности и правильности выполнения движений, осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.

Имеет чёткие представления о правилах и нормах здорового образа жизни. Большинство правил соблюдает сам, остальные – с помощью взрослого.

—                    

—                     II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

—                     2.1.Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности.

Содержание образовательной деятельности с детьми 5-6 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно­ — эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рам­ках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольной.

С полной версией программы можно ознакомиться в ДОУ