Версия для слабовидящих

Рабочая программа воспитателя средней группы «Непоседы»


Содержание:

I.Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1.Цель и приоритетные задачи

1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы

1.3.Значимые характеристики

2. Планируемые результаты освоения программы.

II. Содержательный раздел

1.Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности.

2.Перспективное планирование кружковой работы.

3. Примерный план работы по организации взаимодействия педагогов с родителями и социальными партнёрами.

III.Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение программы.

3.2.Организация режима дня пребывания детей в ДОУ (в теплый и холодный период, расписание НОД на неделю, циклограмма воспитательно-образовательного процесса на неделю, режим двигательной активности, система закаливания или оздоровительных мероприятий).

3.3.Особенности традиционных событий и праздников.

3.4.Особенности организации развивающей среды.

3.5.Информационно-методическое обеспечение программы.

I. ЦЕЛЕВОЙ   РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

1.1.Цель и приоритетные задачи

Рабочая программа образовательной деятельности во средней группе на 2018-2019 учебный год (далее — Рабочая программа) разработана в соответствии с основ­ной образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад № 208» (далее — Програм­ма) с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (далее — «От рождения до школы») и предусмотрена для органи­зации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

Цель и приоритетные задачи реализации рабочей программы полностью соответствуют целям и задачам в ООП ДО МАДОУ № 208.

Программные задачи по образовательным областям

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи обязательной части:

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

«Ребенок в семье и сообществе»

Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребе: ка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я раса я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей о правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мыле перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; щ кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.)

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

«Формирование основ безопасности»

Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная машина МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницами). Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи обязательной части:

 «Формирование элементарных математических представлений»

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три-всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4,4-4, 4-5,5-5.

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу, отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных Размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, окно, дверь-прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами количество предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

«Ознакомление с предметным окружением»

Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т.д.). Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т.п.). Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

«Ознакомление с социальным миром»

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Формировать первичные представления о школе.

Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

«Ознакомление с миром природы»

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.). Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи обязательной части:

 «Развитие речи»

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло —темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, означающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата —медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

«Приобщение к художественной литературе»

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи обязательной части:

 «Приобщение к искусству»

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).

Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.

Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.

Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

«Изобразительная деятельность»

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Рисование. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов Для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с Городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать Умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.

«Конструктивно-модельная деятельность»

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения Участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому-окна, двери, трубу; к автобусу-колеса; к стулу-спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

«Музыкальная деятельность»

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения высказывать свои впечатления о прослушанном.

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).

Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи обязательной части:

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.

Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

«Физическая культура»

Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Задачи части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» представлена парциальной программой «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной.

Реализация приоритетного направления по физическому развитию и формированию культуры здоровья осуществляется через работу кружка по формированию здорового образа жизни и обучению детей элементам спортивных игр «Спорт-класс».

Задачи:

Вид спорта Задачи
Городки Познакомить с названием и способами построения простейших фигур (забор, бочка, ворота). Сформировать технику правильного броска биты (способ — прямой рукой сбоку, от плеча). Познакомить с правилами безопасности в игре.
Настольный теннис Учить выполнять действия с мячом и ракеткой (катает, прокатывает, отбивает). Сформировать стойку теннисиста.
Хоккей Сформировать представление о действиях с клюшкой и шайбой. Учить вести шайбу, не отрывая клюшку от нее; забивать шайбу с места в ворота. Учить передавать шайбу в парах.
Санки Учить управлять санками, правильно подниматься и спускаться с горок. Познакомить с правилами безопасности в играх с санками. Учить проявлять самостоятельность в выборе игр с санками.
Лыжи             Сформировать технику передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Учить выполнять повороты переступанием, спускаться в средней стойке с невысоких горок, подниматься на горку ступающим шагом.
Баскетбол Познакомить с названием и инвентарем для игры в баскетбол. Сформировать общее представление о действиях в этой игре (стойка, передача мяча, ведение мяча на месте и в движении).
Футбол Познакомить с условиями игры в футбол. Сформировать представление об элементах техники игры в футбол (удары по неподвижному мячу, остановка мяча, ведение мяча, удар по воротам).

1.2.Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют принципам и подходам к формированию ООП ДО Программы МАДОУ № 208.

1.3.Значимые характеристики

Индивидуальные особенности детей группы:

Пол Тип темперамента Социально-эмоциональная сфера Познавательная сфера
девочки мальчики
16 19 Сангвинический–24чел.

Холерический– 4чел.

Флегматический– 4чел.

Меланхолический–2 чел.

Агрессивность–0чел.

Тревожность–2чел.

Застенчивость–6чел.

Гиперактивность–1чел.

Соответствует норме развития

Исходное состояние здоровья детей:

ЧБД группы здоровья туб. инфицир лор-патология заболев опорно-двиг. аппарата аллергия  
I II III IV
                   
                     

Сведения о семьях воспитанников:

Полная семья 30
Неполная 4
Этническая 0
Многодетная 7
Опекуны 0
Неблагополучная 0

2. Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров — возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Рабочей про­граммы. Они отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представ­ляют собой возрастной портрет ребенка, который не применяется непосредственно к каждому ребенку.

Инструментарием для проведения педагогической диагностики является индивидуальная карта развития. Карты развития позволяют документировать результаты наблюдения за развитием ребенка путём фиксации моментов проявления и тех или иных способностей. В индивидуальной карте определены и структурированы ключевые признаки, отражающие «шаги развития» ребёнка, которые в комплексе могут дать простое, но достаточно ёмкое представление о нём и о динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой образовательной области. В отдель­ных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводит­ся педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Технология педагогического оценивания представлена в методическом пособии Ю.А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей».

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивиду­ального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

ü  индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траек­тории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

ü   оптимизации работы с группой детей.

Возрастной портрет ребенка к концу средней группы:

Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы самостоятельно; стремится к социально одобряемому поведению в конкретной ситуации; избегает социально неодобряемых действий; положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, выполняет их; замечает нарушения правил и норм другими детьми и обращается ко взрослому с соответствующими жалобами-заявлениями; понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм. Под руководством взрослого может сдержать свои желания, делать то, что общественно важно, отказаться от чего-то привлекательного под влиянием действия правила или моральной нормы; переживает борьбу личного и общественного мотивов как конфликт.

Участвует совместно со взрослым в разных видах деятельности, в том числе по своей инициативе.  Характерна внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задаёт вопросы о мире природы, использует в общении развёрнутую речь, пытается объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого. Характерна ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, но оказывает помощь другому ребёнку; сверстник интересен как участник игр и как тот, с кем можно сравнить свои достижения; использует ситуативную речь.

Самостоятельно действует в повседневной жизни, в игре, инициирует и самостоятельно выполняет разные виды детской деятельности, достигая результата; постоянно чем-то занят; уверен. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений после того, как сам попытается их разрешить; стремится содействовать взрослому в преодолении трудностей. Умеет ставить и достигать предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели, определять средства и создавать условия для их достижения, достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развёрнуто отражает в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называет выполняемые действия и их последовательность, предшествующие действия и последующие. Проявляет целенаправленность и на пути достижения цели противостоит отвлечениям, помехам; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребности, а также отказаться от чего-то привлекательного под влиянием действия правила или моральной нормы.  Может выполнять малоинтересную деятельность под руководством взрослого.

Обследует образец, задаёт уточняющие вопросы взрослому, чётко выполняет речевые инструкции, действует целенаправленно, последовательно, подчиняется правилам деятельности, которые определяет взрослый. Замечает некоторые ошибки, недостатки в своей деятельности, стремится их исправить, обращается за помощью ко взрослому, испытывает потребность улучшить качество своей деятельности; осуществляет взаимоконтроль в совместной со сверстниками деятельности.

Адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; стремится к общей со сверстниками деятельности, поддерживает доброжелательные взаимоотношения с ними, подчиняет своё поведение правилам общения, умеет уступить, подождать своей очереди. В ситуации коммуникативных затруднений стремится сам их конструктивно преодолеть или делает это с помощью взрослого, но после того, как самому не удалось преодолеть.

Ведёт себя в соответствии с правилами поведения в разных ситуациях, как привычных, так и новых. Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные: узнаёт эмоции людей, с которыми общается, интерпретирует эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отражённые в музыкальных произведениях. Знает некоторые средства эмоциональной выразительности. Стремится пожалеть, успокоить, порадовать, помочь.

Замечает разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; проявляет сострадание, желание содействовать, интересуется причинами переживаемых эмоций.

Инициирует совместную игру со сверстниками; под руководством взрослого распределяет роли и игровые материалы для совместных игр, стремится согласовывать игровые действия со сверстниками. Игровые объединения достаточно длительны. Обращает внимание на выполнение правил сверстниками; относится к ним доброжелательно.

С удовольствием посещает детский сад, с интересом участвует во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, проявляет инициативу, с удовольствием участвует в групповых формах детской деятельности. Испытывает устойчивую привязанность к членам своей семьи, учитывает их желания и потребности (мама устала, брату надо делать уроки и пр.). Стремится к совместным делам, разделяет заботы, сопереживает, стремится порадовать. Спокойно расстаётся в процессе прихода в детский сад и приветливо встречает.

Имеет устойчивый интерес к труду, проявляет инициативу, замечает нарушения чистоты и порядка. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда, хочет быть полезным другим людям, понимает необходимость труда. Стремится рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации, в том числе в самостоятельной деятельности, испытывая яркие положительные эмоции. С удовольствием активно импровизирует в игре, пении, музыкально-ритмических движениях.

Имеет чёткие, информативные представления; в них отражает эпизоды собственного опыта. Имеет представления о своей жизнедеятельности: о некоторых своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях; выражает свои потребности в отдельных словах и простой фразе, подкрепляя слова жестами. Вербально и невербально отражает свой практический опыт.

Задаёт много вопросов познавательного характера, преобладают вопросы «почему», направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений; с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос.

Возникает потребность объяснить мир; проявляет яркий познавательны интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал. Инициирует наблюдения для приобретения новых знаний об окружающем. В речи отражает результаты наблюдений. Ярко проявляет чувство удивления, начинает проявлять чувство сомнения, удовольствие от процесса познания и узнавания нового, радость познания. Пытается делать первые умозаключения, исходя из имеющихся знаний, собственного опыта жизнедеятельности. Начинает по своей инициативе проявлять исследовательскую активность.

Проявляет исследовательское поведение, систематически стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте. Привлекает взрослого к содействию в экспериментировании, с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.

В деятельности опирается на собственный опыт, пользуется своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно; выделяет эталонные признаки с помощью адекватных выделяемому признаку или качеству перцептивных действий, группирует предметы по сенсорным признакам. Использует различные приёмы для решения новых задач, отбирает способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов. Сравнивает различные предметы, выявляет различия в них и отражает в речи. Понимает жизненные ситуации, проигрывает с заменой одних объектов другими; с опорой на свой реальный опыт интерпретирует жизненные ситуации, воспринимает целостные сюжеты (ситуации), изображённые на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте. Устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. В процессе решения новых задач выделяется звено ориентировки, связанное с элементарным анализом ситуации и прогнозирование решения задачи; использует готовые модели. Замечает противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений; проявляет к ним интерес и пытается разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию.

Принимает задачу взрослого создать что-то определённое, подчиняет ей свои усилия; до начала деятельности достаточно развёрнуто формулирует замысел; может развивать замысел в процессе выполнения деятельности, но придерживается в целом первоначального замысла.

В игре воплощает замысел, решая несколько взаимосвязанных игровых задач, отражает жизненные впечатления, бытовые и общественные сюжеты; участвует в создании общего игрового замысла. Передаёт разнообразные взаимоотношения взрослых, сюжеты из мультфильмов и любимых книг, комбинируя их. Вступает в содержательные ролевые взаимоотношения; выполняет правила в соответствии с ролью, осознаёт правила. Проявляет яркие эмоции в процессе игры, использует развёрнутый ролевой диалог. Использует как разнообразные игрушки, реальные объекты, так и воображаемые предметы, понимает, что значит действовать в условной ситуации («как будто, понарошку»), заменяет некоторые действия или предметы словом, широко использует предметы-заместители, самостоятельно их подбирая. Соблюдает последовательность игровых действий. В играх проявляет положительные эмоции, проявляет добрые чувства к игрушкам, в театрализованных играх и играх-драматизациях выразительно передаёт эмоциональные состояния и характеры персонажей с помощью речи, мимики, пантомимики. Называет любимые игры и роли.

Имеет представления о своей жизнедеятельности: о некоторых своих внешних особенностях, действиях, совместных с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях. Выражает свои потребности в отдельных словах и в простой фразе, подкрепляя слова жестами; вербально и невербально отражает свой практический опыт.

Использует развёрнутую речь для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания.  Выражает в речи свои желания, просьбы в обращении   к ровеснику и взрослому, общается   вежливо, используя соответствующие слова в отношении как знакомых, так и новых людей.

Принимает участие в групповой беседе: внимательно слушает, отвечает на вопросы и задаёт их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, откликается на высказывания партнёров по общению, соблюдает очередность в разговоре, выслушивает собеседника не перебивая, поддерживает общую тему разговора, говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; в игре разворачивает ролевой   диалог; вступает   в продуктивное диалогическое общение со сверстниками.

Пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации, отвечает на вопросы и активно задает их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу, регламентирует действия других людей с помощью речи, выражает в речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях. Использует речь как ведущее средство общения; речь, мимика и пантомимика; предметные средства общения выразительны.

В речи использует все части речи.  Называет   предметы, их свойства, качества, детали, части. Активно   использует обобщающие слова, обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, в том числе визуально невоспринимаемые, например, тяжесть, а также пространственно-временные категории, разнообразные действия. Обозначает качества характера, эмоциональные состояния, свои особенности. Все словарные формы использует точно.

Различает и употребляет предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, перед, за, около. Использует развернутые   высказывания, правильно употребляет все виды предложений, согласовывает слова в предложении. Грамматически правильно строит повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.  Правильно употребляет форму   родительного падежа   единственного и множественного числа существительных, глаголы повелительного наклонения; согласует существительные с прилагательными в роде, числе падеже, ориентируясь на окончания, соотносит названия    животных   и   их   детенышей, образовывает названия    детенышей   в   единственном и множественном числе.  Составляет рассказ по картинке или об игрушке при помощи взрослого. Самостоятельно кратко описывает предмет, изображенный на картинке, высказывает свое суждение.  Рассказы последовательны, имеют определенную структуру: начало, середина и концовка.

В речи использует много неологизмов. Постоянно проявляет словотворчество. Составляет небольшие описательные рассказы, короткие сказки, рассказы из личного и коллективного опыта как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Интересуется рифмовками, пробует создавать рифмы.

Четко произносит звуки родного языка. Возможны ошибки в произношении трудных звуков (шипящих, свистящих, сонорных).  Подражает окружающим звукам и шумам в природе. Речь выразительна. Может изменять темп и интонационную выразительность речи, рассказывая сказки и стихи.

Знает и с удовольствием воспроизводит стихи, небольшие сказки и рассказы. Понимает последовательность эпизодов, качества характеров персонажей, некоторые мотивы их поступков. Соотносит иллюстрации с эпизодами текстов. Развернуто отвечает на вопросы по тексту.

Восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов. Воспроизводит сложные ритмические, в том числе звуковые, цепочки. Различает слово, звук.

Активно интересуется произведениями искусства, миром природы, задает вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. Замечает отдельные средства выразительности и может рассказать о них. Даёт развернутые эмоциональные оценки с опорой на собственный опыт, соотносит воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями. Замечает произведения искусства в повседневной жизни. Имеет достаточно устойчивые интересы.

Восхищается при восприятии разнообразных произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, природы, интересуется ими, любуется красивым. Замечает отдельные средства художественной выразительности; даёт простые эстетические оценки (например, нравится, красиво), пытается их мотивировать. Замечает данные произведения в повседневной жизни, в непосредственном окружении. Длительно самостоятельно рассматривает, наблюдает. Стремится украшать свой быт, создаёт красивое.  Пытается мотивировать эстетические оценки.  Замечает красоту и продуктивно общается по этому поводу.

Внимательно и заинтересованно слушает музыкальное произведение, ярко, эмоционально откликается на него, замечает его настрой, следит за динамикой музыкального образа; самостоятельно рассуждает, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, имеет осмысленные, эмоционально окрашенные суждения.

Внимательно слушает тексты различных жанров детской литературы. Имеет любимые жанры, произведения и любимых персонажей. Понимает взаимосвязь событий, действий персонажей. Проявляет действенно восприятие с эффектом «соучастия», например, пытается   вмешаться в ход событий.  Даёт   персонажам нравственные оценки и их мотивирует, различает добро и зло.

Проявляет эмоциональное отношение к героям, даёт им эмоциональную оценку и пытается её мотивировать, опираясь на причинно-следственные связи   описанных событий. Сочувствует и сопереживает положительным персонажам, стремится им содействовать, предлагает варианты оказания им помощи. Искренне радуется победе добра над злом, негодует на поступки отрицательных героев в процессе слушания сказок, историй, рассказов. В движениях и речи ярко, разнообразно выражает свои эмоции.

Создаёт и реализует замыслы, изображает разнообразные объекты, сюжетные и декоративные композиции; замысел устойчив. Отбирает изобразительные и выразительные средства в соответствии с создаваемым образом, использует цвет, форму, композицию как средство передачи состояния объекта, своего отношения к нему. Детализирует изображения; комбинирует знакомые технические приёмы.  Создает оригинальные и выразительные образы. Выразительно передаст музыкальные образы в пении, музыкально-ритмических движениях.

Самостоятельно и точно выполняет физические упражнения. Движения сформированы. Сохраняет равновесие, координируя движения тела, рук и ног при выполнении крупных движений; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки, дифференцирует ведущую  руку. Точно выполняет мелко моторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими (раскладывает мелкие предметы в ёмкости, сортируя их; собирает пятисоставную матрешку, пирамидку, выполняет шнуровку, срисовывает треугольник, пишет некоторые буквы; отрезает ножницами короткие и длинные полоски).

Имеет чёткие, информативные представления о некоторых видах спорта, в них отражает эпизоды собственного опыта. Знает подвижные игры, выполняет правила.

Двигательная активность адекватна возрасту, проявляет стойкий интерес к двигательной деятельности; с интересом подражает движениям, которые демонстрирует взрослый, стремится им научиться. Активно действует как в обучающей, так и в игровой ситуации. Легко меняет траекторию движения; успешно согласует свои движения с движениями других детей. Улавливает заданный темп движений, меняет его по сигналу; передает в движении заданный ритм. Проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников; замечает нарушения правил в подвижных играх. Переносит усвоенные движения в свободную деятельность; стремится качественно выполнять движения.

Имеет чёткие представления о правилах и нормах здорового образа жизни. Большинство правил соблюдает сам, остальные – с помощью взрослого.

—                     II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности.

Содержание образовательной деятельности с детьми 4-5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно­ — эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рам­ках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

С полной версией документа можно ознакомиться в ДОУ